Подпись: OГОССЕКТОР


   Подпись: Oпрочие  ГОС…

 

Статья опубликована в сборнике 
«Правовые и экономические проблемы управления безопасностью и рисками» 
Федеральной целевой научно-технической программы «Безопасность» 
(Москва, 2003г.), с.51-57.

 

 

Государственная энергетическая политика: Эколого-правовой аспект

 

Константинов А.И.

Центр эколого-правовых исследований Института государства и права РАН

 

 

Каждому обществу для его безопасного существования требуется определённый уровень обеспеченности энергией, ниже которого промышленность, транспорт, медицинские учреждения, система борьбы с чрезвычайными ситуациями и другие жизненно важные системы начинают функционировать со сбоями. Этот минимально необходимый уровень представляет собой порог энергетической безопасности, т.е. защищённости жизненно важных интересов отдельных людей, общества и государства; при этом прилагательное «энергетическая» указывает на зависимость данного вида безопасности от обеспеченности энергоресурсами.

С другой стороны, высокий уровень энергопотребления влечёт проблемы загрязнения окружающей среды и возможного исчерпания технически и экономически доступных невозобновимых источников энергии. Наиболее наглядно загрязнение окружающей среды при использовании ископаемого органического топлива, от его добычи и транспортировки до сжигания в топках тепловых электростанций, в камерах сгорания двигателей и в других подобных устройствах. Менее очевидна, но не менее серьёзна потенциальная опасность ядерной энергетики, заключающаяся в стремительном накоплении изначально чуждых земной биосфере искусственных радиоактивных веществ при эксплуатации АЭС и др. ядерных установок и при переработке отработавшего ядерного топлива[1].

Таким образом, перед обществом стоит задача вписаться в «эколого-энергетический зазор»: производство энергии должно быть достаточным для обеспечения энергетической безопасности, но при этом не подвергать опасности состояние окружающей среды. Выполнению этой задачи должна быть посвящена экологически обоснованная государственная энергетическая политика. В осуществлении этой политики возможно сочетание (в том или ином соотношении) трёх основных стратегий. Назовём их.

Первая стратегия – прямое увеличение производства энергии за счёт традиционных для данного общества энергоресурсов, при соблюдении (а при необходимости – развитии и совершенствовании) эколого-правовых требований: экологического нормирования, оценки воздействия на окружающую среду и др. Этот путь эффективен в том случае, когда ещё не достигнуты экологические пределы энергетического роста.

Вторая стратегия состоит в развитии принципиально новых источников энергии. В ХХ столетии таковыми стали ядерная энергия (в настоящее время уже перешедшая в разряд «традиционных» источников), а также энергия ветра, солнечного излучения, геотермальная, приливная и др. «нетрадиционные» виды. Поскольку новые виды энергетики создают новые виды воздействий на окружающую среду, их развитие должно сопровождаться развитием эколого-правовых требований в энергетике. Здесь особо следует подчеркнуть разработку и принятие (на основе положительного заключения государственной экологической экспертизы) для новых видов энергетических установок новых технико-экологических стандартов.

Третья стратегия – снижение энергоёмкости экономики за счёт повышения её энергоэффективности, т.е. эффективности использования энергии и энергетических ресурсов. При этом снижается как объём потребляемых энергоресурсов (при сохранении энергетической безопасности), так и антропогенная нагрузка на окружающую среду. Прибегая к использованному ранее образному выражению, «эколого-энергетический зазор», в который должно вписаться общество, в результате реализации этой стратегии становится менее узким.

Здесь необходимо сделать два замечания.

Первое. Потребность общества в энергии зависит от ряда факторов: географических, в том числе климатических особенностей территории данной страны; структуры и технологического уровня её экономики; традиций данного общества, а также от его потребительских привычек. Нетрудно видеть, что одни из этих факторов не поддаются изменению в результате целенаправленной государственной политики (географические особенности страны), в то время как другие могут быть изменены (структура экономики, используемые технологии, потребительские привычки). Так, высокая энергоёмкость российской экономики – в 2-4 раза выше, чем в западных странах[2] – обусловлена не только организационно и технологически, но и географическими особенностями России, с её суровым климатом и протяжёнными коммуникациями. Соответственно, программы повышения энергоэффективности, безусловно, необходимы для оздоровления состояния окружающей среды и экономии невозобновимых ресурсов, но при этом следует помнить, что при прочих равных условиях энергоёмкость российской экономики останется выше, чем в других странах.

Второе. Уменьшение энергоёмкости экономики не всегда обусловлено повышением её энергоэффективности и не всегда влечёт снижение антропогенной нагрузки на природную среду, если рассматривать глобальную экосистему в целом. Такая ситуация возникает, когда снижение энергоёмкости национальной экономики достигается за счёт вынесения наиболее энергоёмких производств за пределы страны. Например, по данным исследователей World Watch Institute, за период с 1973 по 1985 годы энергоёмкость экономики Греции возросла на 16%, что связано с развитием металлургии в этой стране[3]. За этот же период энергоёмкость многих других промышленно развитых стран снизилась: Нидерландов и ФРГ – на 18%, Великобритании – на 20%, США – на 23%, Японии – на 31%[4]. Но при этом остаётся открытым вопрос – в какой мере это снижение связано с увеличением энергоэффективности, а в какой – с переводом наиболее энергоёмких и загрязняющих производств (той же металлургии) в страны с менее строгим (или менее действенным) экологическим законодательством. С точки зрения обеспечения и энергетической, и экологической безопасности[5], ценность представляет именно повышение энергоэффективности экономики.

Обозначив возможные стратегии экологически обоснованной государственной энергетической политики, проанализируем, в какой мере каждая из них применяется в энергетической политике РФ в настоящее время.

Постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2001 г. № 796 утверждена федеральная целевая программа «Энергоэффективная экономика» на 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 года[6] (далее – Программа), нацеленная на реализацию одобренных ранее основных положений энергетической стратегии России и состоящая из трёх подпрограмм: «Энергоэффективность топливно-энергетического комплекса»; «Безопасность и развитие атомной энергетики»; «Энергоэффективность в сфере потребления». В обосновании Программы отмечается, что в 90-х годах в отраслях топливно-энергетического комплекса (ТЭК) накапливались нерешённые проблемы, в частности: (1) не произошло снижение энергоёмкости экономики страны, которая практически стабилизировалась на уровне, превышающем на 20% дореформенные (до 90-х гг.) показатели; (2) не удалось добиться технического перевооружения электроэнергетики (включая атомную) и угольной промышленности; (3) не сформирована целостная система нормативных правовых актов, регулирующих деятельность организаций ТЭК. Прогнозные оценки Основных направлений энергетической политики Российской Федерации на период до 2010 года[7] оказались завышенными, что отмечается в обосновании Программы. Ни программа «Топливо и энергия» на 1993-95 гг.[8] (выполненная из-за нехватки средств лишь на 41%[9]), ни сменившая её ещё более масштабная федеральная целевая программа на 1996-2000 гг.[10] не решили основных проблем ТЭК; новая Программа призвана их решить.

Особо следует отметить подпрограмму «Безопасность и развитие атомной энергетики», замещающую принятую ранее Программу развития атомной энергетики РФ на 1998-2005 годы и на период до 2010 года[11]. В частности, Программой развития атомной энергетики предполагалось на первом этапе (1998-2000 гг.) модернизировать действующие АЭС «с целью продолжения их безопасной эксплуатации» и наращивать энергетические мощности за счёт начатого и расконсервированного строительства энергоблоков АЭС (к настоящему времени пущен первый энергоблок Ростовской АЭС, строительство которого долгое время было законсервировано). Очевидно, эти мероприятия не были завершены в намеченные сроки и вошли в перечень мероприятий первого этапа (2002-2005 гг.) Программы «Энергоэффективная экономика». В настоящее время в России находятся в эксплуатации на десяти АЭС 30 энергоблоков. Предполагается достройка энергоблоков высокой и средней степени готовности: 2-го энергоблока Ростовской АЭС, 3-го – Калининской АЭС, 5-го – Курской АЭС и 5-го – Балаковской АЭС, а также строительство энергоблоков нового поколения.

На следующем этапе (2006-2010 гг.) Программа «Энергоэффективная экономика», воспроизводя основные положения Программы развития атомной энергетики, предусматривает рост мощностей ядерной энергетики на базе энергоблоков нового поколения, а также разработку новых энергоблоков «на принципах естественной безопасности» и др. мероприятия. Новое в мероприятиях Программы – нацеленность на разработку «технологии замкнутого топливного цикла с радиационно-эквивалентным захоронением», призванной, как предполагается, окончательно решить проблему радиоактивных отходов[12]. Но до удовлетворительного решения этой тяжёлой проблемы экстенсивное наращивание мощностей ядерной энергетики, предусматриваемое Программой, является, по меньшей мере, преждевременным[13].

Рассматриваемая Программа («Энергоэффективная экономика») нацелена, как указано в её паспорте, на:

- перевод экономики на энергосберегающий путь развития за счёт всемерного использования энергосберегающих технологий и оборудования;

- снижение издержек производства в энергетическом секторе (включая транспорт, переработку и использование топливно-энергетических ресурсов потребителями);

- снижение негативного воздействия энергетического сектора на окружающую среду;

- сохранение и расширение экспортного потенциала ТЭК.

При этом правовое, а также методическое и нормативно-техническое обеспечение Программы направлено, в частности, на «совершенствование нормативных правовых основ экологической и промышленной безопасности, охраны труда в организациях ТЭК, а также совершенствование нормативно-технических документов по стандартизации, метрологии и сертификации».

В России действует Федеральный закон от 3 апреля 1996 г. «Об энергосбережении»[14]. В значительной степени декларативный, он в то же время вводит чёткий понятийный аппарат и содержит положения, которые могут быть развиты в ходе программных мероприятий по совершенствованию правовых основ развития энергетики. Так, данным законом вводится стандартизация и сертификация энергопотребляющей продукции на предмет её энергоэффективности, предусматриваются льготы потребителям и производителям продукции с лучшими, чем предусмотрено государственными стандартами, показателями энергоэффективности; под энергосбережением понимается «реализации правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на эффективное использование энергетических ресурсов и на вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии» (ст. 1).

Анализ целей и основных мероприятий Программы позволяет найти в ней все три обозначенные ранее стратегии энергетической политики.

К первой стратегии относится предусмотренное Программой увеличение добычи ископаемого топлива (в 2005 г. добыча нефти должна возрасти на 7,5%, газа – на 5%, угля – на 16% по сравнению с уровнем 2001 года). Также к первой стратегии следует отнести предусмотренное Программой развитие ядерной энергетики за счёт строительства и ввода в эксплуатацию новых энергоблоков АЭС (производство электроэнергии на АЭС должно возрасти к 2005 г. – на 26%, к 2010 г. – на 35% по сравнению с уровнем 2001 года).

Ко второй стратегии относится предусмотренное Программой строительство энергоустановок на возобновляемых источниках энергии для электроснабжения сельских потребителей, а также производство местных видов топлива (заменяющих дорогостоящее привозное) для обеспечения местных электростанций, отопительных котельных и населения.

Также ко второй стратегии следует отнести научно-технические работы в области создания новых энергетических технологий. Кроме уже называвшейся разработки ядерных энергоблоков «на принципах естественной безопасности», следует отметить участие России в международной программе по созданию экспериментального термоядерного реактора ИТЭР[15].

Третья стратегия – собственно повышение энергоэффективности. Техническое перевооружение в отраслях ТЭК должно привести, согласно Программе, к существенному сокращению технологических потерь в нефтяной и газовой отраслях, снижению энергоёмкости нефтеперерабатывающих производств и повышению КПД тепловых электростанций (с 37-38 до 43-45%).

Техническое перевооружение, замещение физически и морально устаревшего оборудования тесно связано со снижением удельных выбросов и сбросов вредных веществ в окружающую среду отраслями ТЭК, ожидаемым в результате выполнения Программы. Так, использование на тепловых электростанциях котлов с улучшенными экологическими характеристиками позволит, как предполагается Программой, экономить до 15% топлива и снизить к 2005 году величину удельных выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду в 1,4 и в 2 раза соответственно. А от реализации программных мероприятий по золошлаковым отходам ожидается улучшение экологической обстановки в 40 регионах России.

Также Программой намечены мероприятия по энергосбережению в промышленности, сельском хозяйстве, жилищно-коммунальном хозяйстве, на транспорте и в организациях федеральной бюджетной сферы.

Всего при реализации программных мероприятий (и «при благоприятном сценарии экономического роста») предусматривается снижение энергоёмкости внутреннего валового продукта в 2005 году на 13,4%, а в 2010-м – на 26% по отношению к 2000 году.

Следует отметить, что по существующим оценкам, выполненным специалистами Министерства топлива и энергетики России (в настоящее время – Министерство энергетики РФ, государственный заказчик-координатор Программы), резерв энергосбережения в России составляет 40-45% от современного уровня энергопотребления[16]. Сходные значения – 40-50% - называли сотрудники энергетического института им. Г.М. Кржижановского[17]. Реализация этого потенциала означает существенное снижение негативного воздействия на окружающую среду и – следует подчеркнуть - снимает вопрос об увеличении добычи исчерпаемых топливных ресурсов, наращивания мощностей тепловых электростанций (ТЭС) и АЭС (а значит – «производства» радиоактивных отходов). Иными словами, реализация потенциала энергосбережения российской экономики повышает уровень как экологической, так и энергетической безопасности.

Но основная направленность энергетической политики РФ в настоящее время остаётся принципиально иной: повышение энергоэффективности, внедрение возобновляемых энергоисточников и местных видов топлива, а также наращивание мощностей ядерной энергетики и угольных ТЭС для замещения газовых ТЭС – всё это призвано высвободить топливные ресурсы (добычу которых, несмотря на прогнозируемую экономию, намечено увеличить) для экспорта. При этом часть выручки от расширения экспорта газа должна направляться на развитие угольных ТЭС и ядерной энергетики («принцип экспортного финансирования замещения газа»)[18].

Таким образом, в энергетической политике РФ преобладает первая стратегия (см. выше), при вспомогательной роли двух других стратегий. Данный подход представляется наиболее спорным с точки зрения охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и обеспечения энергетической безопасности, поскольку связан: (1) с ростом ядерной энергетики при отсутствии решения (на данный момент) её проблем; (2) с увеличением добычи исчерпаемых энергоресурсов. Несмотря на высокую экологическую значимость (и спорность) принятой Программы, в ней отсутствует какое-либо упоминание о проведении экологической экспертизы по её проекту. В то же время проекты комплексных или целевых федеральных программ, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую среду, подлежат государственной экологической экспертизе федерального уровня в соответствии с требованием Федерального закона «Об экологической экспертизе»[19] (ст. 11).

Экологически обоснованная энергетическая политика России на ближайшие годы должна быть направлена на: (1) научно-технические разработки решения проблем, порождённых ядерной энергетикой и на создание термоядерной энергетики; (2) развитие энергоэффективных технологий и технологий использования возобновляемых источников энергии. Частичное финансирование соответствующих работ возможно за счёт экспорта энергоресурсов, при этом должна быть научно обоснована необходимая величина такого экспорта, играющего в данном случае (в отличие от существующей Программы) вспомогательную роль. Приоритет энергосбережения как эффективного средства охраны окружающей среды и экономии невозобновляемых природных ресурсов следует закрепить на законодательном уровне как эколого-правовую норму. Значительная часть мероприятий, запланированных существующей Программой, соответствует сформулированным представлениям, но необходимо существенно изменить программные приоритеты.

 



[1] См.: А.И.Константинов. Ядерная энергетика и правовая охрана природы в России. – М., 2001. С. 3-10.

[2] Экология и экономика природопользования. – М., 1998. С. 235.

[3] К.Флайвин, А.Дюринг. Повышение эффективности энергетики. // Мир 80-х годов. – М., 1989. С. 194.

[4] Там же.

[5] Под экологической безопасностью, согласно основным понятиям (ст. 1) Федерального закона «Об охране окружающей среды», понимается «состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека (т.е. и общества в целом, и отдельных людей.А.К.) от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий». Здесь следует отметить, что незагрязнённая, здоровая природная среда также относится к «жизненно важным интересам человека», а строгость понятийного аппарата требует определять экологическую безопасность через понятие безопасности вообще: «Состояние защищённости жизненно важных интересов отдельных людей, общества и государства…» - далее обозначив «экологический» источник опасности: «…от возможного негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий». Очевидно, что развитие такой отрасли хозяйства, как энергетика, требует обеспечения экологической безопасности.

[6] СЗ РФ. 2001. № 49. Ст. 4621.

[7] Утверждены Указом Президента РФ от 7 мая 1995 г. № 472. // СЗ РФ. 1995. № 19. Ст. 1739.

[8] Утв. постановлением Правительства РФ от 6 декабря 1993 г. № 1265. // САПП РФ. 1993. № 50. Ст. 4889.

[9] Российская газета. 20 марта 1996 г. С. 4.

[10] Утв. постановлением Правительства РФ от 6 марта 1996 г. № 263. // СЗ РФ. 1996. № 12. Ст. 1138.

[11] Утв. постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 г. № 815. // СЗ РФ. 1998. № 32. Ст. 3879.

[12] См. Бюллетень по атомной энергии. – М., 2002. № 1. С. 18.

[13] Подробнее см.: А.И.Константинов. Указ. соч.

[14] СЗ РФ. 1996. № 15. Ст. 1551.

[15] См. постановление Правительства РФ от 21 августа 2001 г. № 604. // СЗ РФ. 2001. № 36. Ст. 3563. См. также: О.Филатов. Завершение технического проекта ИТЭР. // Бюллетень по атомной энергии. 2002. № 1. С. 33-37.

[16] Новая энергетическая политика России. – М., 1995. С. 18.

[17] Ю.Коган, В.Усиевич. Энергосбережению - прочную правовую основу. // Хозяйство и право. 1992. № 9. С. 98; как уже отмечалось со ссылкой на Программу, за прошедшее десятилетие показатели энергоэффективности российской экономики не улучшились.

[18] Стратегия развития атомной энергетики России на первую половину XXI века, одобренная на заседании Правительства РФ 25 мая 2000 г. (протокол № 17).

[19] СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4556.

 

 

 

 

 

 

Сайт управляется системой uCoz