Подпись: OГОССЕКТОР


   Подпись: Oпрочие  ГОС…

 

Опубликовано на сайте «Госсектор» в ноябре 2002 г.

 

Экспорт обороноспособности

 

Чичелёв М.Е.

 

 

Борьба с «мировым злом» в последние годы становится все более прибыльным бизнесом в условиях глобализации мировой экономики. Бесспорным и единственным лидером здесь являются США. Объявляя по своему усмотрению, те или иные государства как «источники потенциальной угрозы миру», они достаточно легко принимают решение об использовании против таких стран военной силы. Эту проблему можно было бы рассматривать исключительно как политическую и свидетельствующую о недееспособности ООН на современном этапе, если бы география «центров зла» странным образом не совпадала со странами, имеющими особое значение для развития не «американских» экономических зон.

Подобная политика США отбирает у других государств потенциальные территории экономического роста, а это уже переводит проблему в ранг экономической. Сегодня на повестке дня стоит американское вторжение в Ирак, который будет потерян не только для России, но и для ряда европейских стран, имеющих там хорошие перспективы. Кто гарантирует, что следующим шагом не станет Северная Корея, имеющая огромное значение для развития сектора Россия ­­­– Китай – Южная Азия?

Силовое отстаивание своих зарубежных интересов в противовес США само по себе достаточно рискованно. Но и его в значительной степени осложняет тот факт, что под каждую свою военную операцию США формируют идеологическое обоснование, которое затем «проштамповывается» соответствующей резолюцией ООН. Как правило, основным мотивом направления в ту или иную страну экспедиционного корпуса «миротворцев», предлагается вероятность нахождения на территории страны «центров терроризма» или оружия массового поражения.

В сложившихся условиях, страны, чьи экономические и геополитические интересы ущемляются в результате «миротворческой» деятельности США, а также страны, являющиеся потенциальными объектами такой «миротворческой» деятельности, могли бы внести на рассмотрение ООН документ, предусматривающий предоставление гарантий отсутствия факторов риска на территории какого-либо государства третьей страной.

В документе должны быть регламентированы:

-     процедура признания ООН какого-либо государства носителем повышенного риска для мирового сообщества;

-     порядок поступления и рассмотрения в ООН заявки от страны повышенного риска для назначения государства-гаранта;

-     порядок утверждения ООН договора о предоставлении гарантий;

-     основания и порядок приостановления и расторжения договора о предоставлении гарантий;

-     последствия нарушения договора о предоставлении гарантий;

-     основания для отмены в отношении государства статуса носителя повышенного риска;

-     перечень государств, которые могут выступать гарантами безусловно (члены Совета безопасности ООН) и процедура назначения гарантом государств, не входящих в этот перечень.

В договоре о предоставлении гарантий должно в обязательном порядке содержаться следующее:

-     государство-гарант обязуется обеспечить контроль и предотвращение появления в государстве-гарантополучателе факторов повышенной опасности, перечисляемых в договоре (производство и наличие в стране оружия массового поражения, организаций, осуществляющих или способствующих террористической деятельности, и т.п.);

-     государство-гарантополучатель обязуется обеспечить государству-гаранту условия для эффективного осуществления последним функций, перечисленных в договоре, а также компенсацию затрат государству-гаранту, связанных с выполнением договора;

-     государство-гарантополучатель обязуется незамедлительно информировать государство-гарант и ООН о выявлении ранее неизвестных факторов опасности на территории страны-гарантополучателе;

-     если страна-гарант выявляет в стране-гарантополучателе факторы повышенной опасности, она незамедлительно извещает об этом ООН и принимает меры для ликвидации указанных факторов. Если в течение одного месяца с момента выявления факторов повышенной опасности их не удается ликвидировать, договор о предоставлении гарантии прекращается;

-     размер компенсационных выплат страны‑гаранта в фонд ООН в случае выявления в стране-гарантополучателе факторов повышенной опасности, информация о которых поступила в ООН от третьих лиц (не от страны-гаранта или страны-гарантополучателя).

В этом же договоре в качестве дополнительных условий может содержаться обязательство обеспечения защиты государственных границ страны-гарантополучателя силами страны-гаранта за соответствующую плату.

Следует также предусмотреть возможность использования такой системы межгосударственного гарантирования для любого государства, а не только признанных носителями повышенного риска. Если эта система будет принята на уровне ООН, у многих стран появится возможность значительного повышения своей обороноспособности без вступления в какие-либо военные блоки.

В то же время такие крупные страны, как Китай, Россия, Индия и целый ряд других, получат легитимную возможность защиты своих экономических и геополитических интересов за рубежом. Кроме того, «экспорт обороноспособности» может стать существенным подспорьем в развитии и содержании ВПК и профессиональной армии государств-гарантов. Учитывая, что Россия располагает наиболее эффективными средствами ПВО и других оборонительных систем, для нашей страны рынок «оборонных» услуг, вероятно, будет особенно благоприятен.

 

 

 

 

Сайт управляется системой uCoz