Подпись: OГОССЕКТОР


   Подпись: OГосбюджет

 

Экологические и энергосберегающие гранты, как источник финансирования реформы ЖКХ

 

Корьев А.П.

Заместитель Главы администрации – Начальник финансового управления
Семеновского района Нижегородской области.

 

 

Про коммунальную реформу не говорят в наше время только те, кто разговаривать не хочет! Есть много вариантов, как привести это убогое хозяйство в порядок, но рассматривается и воплощается в жизнь только правительственный вариант.

На мой взгляд, суть правительственного варианта сводится к перекладыванию затрат на реформу на плечи населения, а ответственность за неминуемый крах этой реформы, на местное самоуправление. Москва оставляет за собой право жесткого контроля за ходом реформы и право назначения виноватых на местах, на уровне городов и районов.

Очень жаль, что выбран именно этот путь. Не понятно, почему реформа какой-либо организационной системы (МВД, РАО ЕЭС, ГАЗПРОМ, ЖКХ и тому подобное) возлагается на саму организационную систему. Конечно, трудно отрицать, что любая система развивается и совершенствуется, но ведь реформа, это коренное изменение, которое нужно провести. Наверное, не существует таких орг. систем, которые могут, реформировать свое представление о ведении бизнеса, о порядке взаимодействия на организационном поле в пользу кого – то другого. То есть если менять все в ЖКХ поручено самому ЖКХ, то это заведомо приведет к ухудшению состояния дел и в конечном итоге к развалу даже того, что мы имеем сейчас. А играть таким образом с монополистами, может позволить себе далеко не каждая страна. Но мы ведь богатые….. А если разобраться, то простому человеку от власти надо только одно – обеспечить нормальную жизнь, коммунальные услуги – это один из главнейших китов, на которых базируется государство. Никакие вертикали власти не понадобятся, если все люди устав от диких условий проживания, ринутся в более благополучные страны. А за примером , правда в маленьких масштабах, далеко ходить не надо: Москва растет, а Россия вымирает и пустеет.

Я постараюсь обрисовать свое видение всех реформ, которые проводятся в России позднее, в следующих материалах, а сейчас о другом.

Если принять за данность тот порядок, реформирования ЖКХ, который предложило Российское Правительство, то, по моему мнению, кроме платежей населения, субсидий и бюджетных выплат в виде разницы в тарифах, имеется еще один весьма неплохой источник финансирования затрат на воскрешение коммунального хозяйства. Это гранты. Не простые гранты, а экологические. Те кто является практическим управленцем в сфере госсектора, знает, как много можно найти грантов, которые финансируют различные программы или мероприятия направленные на улучшение экологической ситуации в регионе или городе. А жилищно-коммунальное хозяйство  — это один из основных «вредителей» в области экологической обстановки. Это и неочищенные стоки, и разливы мазута и еще что-нибудь опасное для здоровья населения. А веду я это к тому, что любой экологический грант можно смело привлекать в сферу ЖКХ, зарубежные эксперты будут довольны. Все это я смело утверждаю потому, что в нашем районе есть опыт получения гранта по ресурсосберегающим технологиям.

И хотя организатором этой непростой работы выступал ваш покорный слуга, я считаю, что наболее достойны похвалы Глава района и, конечно же, непосредственные исполнители, те люди, которые осваивали и отчитывались за полученные средства. Основную работу по внедрению проекта проводило МУП «Водоканал». Работали мы так серьезно с зарубежным грантом впервые, но я рад, что все получилось. Предлагаю вниманию читателей небольшое описание проекта и несколько таблиц, которые могут пригодиться тем, кто пойдет по нашим следам и начнет активно работать в области ресурсосбережения

 

 

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

1      Цели  и  задачи

Город  Семенов  один  из  «малых»  городов  России  с  население  чуть  более  25тыс. человек. Для   обеспечения  города  водой  на  хозяйственно – питьевые  нужды  используется  поверхностный  водоисточник  - река  Керженец.  Из  реки  вода  на  станции  1-го  подъёма забирается  насосами  и  подается  по  2  водоводам  протяженностью  7,5 км  каждый  в  город  на  станцию  2-го  подъёма,  где  она  очищается  и  насосами  по  водопроводной  сети  подаётся  потребителям. Режим  водопотребления  города  зависит  от  целого  ряда  факторов  бытового  характера,  связанного  с  условиями  жизни  и  трудовой  деятельности  людей.  Колебания  потребления  воды  в  течении  суток  неравномерны  и  значительны. Потребление  воды  колеблется  от  2%  суточного  объёма  до  6,7%  в  час.

В  то  же  время  насосы  1-го  и  2-го  подъёмов  с  приводными  асинхронными  электродвигателями  мощностью  90  квт  на  станции  1го  подъёма  и  55 квт  на  станции  2го  подъёма  работают  круглосуточно,  расходуя  не  производительно  электроэнергию.  Управление  работой  насосов  во  многом  зависит  от  человеческого  фактора, а  работа  электродвигателей   на  насосах  вообще  в  настоящее  время  не  управляется.

Управление  работой  приводных  электродвигателей  позволит  снизить  расход  электроэнергии  до  40%.

С  целью  установления  возможности  управлять  работой  приводных  электродвигателей,  а  следовательно  и  насосов  необходимо  установить  на  станциях  1го  и  2го  электроприводы  Триол  АТО 4.

Электропривод  Триол  АТО 4   является  объектноориентированным  электроприводом  специального  назначения.  Триол  АТО 4  предназначен  для  автоматического  управления  производительностью  насосов   водо -   и  теплоснабжения.

С  применением  электроприводов   Триол  АТО 4   обеспечивается:

-         существенное  уменьшение  энергопотребления  -  до  40%;

-         уменьшение  потерь  воды;

-         увеличение  срока  службы  и  межремонтных  интервалов  электрооборудования,  в  том  числе  электродвигателей;

-         увеличение  межремонтных  интервалов  и  снижение  затрат  на  ремонт  и  обслуживание  водопроводной  сети  и  запорной  арматуры;

Применение  электропривода  Триол  АТО  4   решает  главную  и  основную  задачу  энергосбережения  -  экономии  электроэнергии.

2      Краткое  содержание  проекта

Основной  целью  проекта  является  внедрение  системы  управления  насосами   на  станциях  1го  и  2го  подъёма   воды -  особенно  в  часы  максимального  и  минимального  водоразбора.

Электропривод  Триол  АТО 4  посредством  частотного  управления  асинхронными  электродвигателями  обеспечивает  всевозможные  режимы  работы  и  управления   приводных  машин  (насосов):

-         плавный  пуск;

-         длительную  работу  в  заданном  диапазоне  частот  вращения  и  нагрузок;

-         реверсирование  движения;

-         торможение  и  останов ;

-         защиту  электрического  и  механического  оборудования  в  аварийных  и  нештатных  режимах;

Электропривод  АТО 4  является  устройством  экономичного  высококачественного  преобразования  электрической  энергии  для  частотного  управления  асинхронными  электродвигателями,  он  же  и  универсальное  средство  управления  технологическим  процессом  в  системах  автоматического  регулирования.

Эффективность  применения  электропривода  АТО 4   обусловлена:

-         -      высоким   качеством  статистических  и  динамических  характеристик;

-         высокими  энергетическими  показателями;

-         гибкой  настройкой  рабочих  параметров  и  режимов;

-         развитым  интерфейсом  и  адаптивностью  к  различным  внешним  системам  управления  и  автоматизации,  в  том  числе  высокого  уровня;

-         высокой  монтажно-наладочной  готовностью;

-         простотой  и  удобством  управления  и  обслуживания  в  эксплуатации;

-         небольшим  сроком  окупаемости.

3      Поквартальный  план  работы

№№ п/п

Наименование  мероприятий

Срок  исполнения

Объёмы  выполнения работ

Исполнитель

1

Приобретение  материалов  на  строительные  работы

май

Труб, фланцев

Водоканал

2

Приобретение  комплектующих  приборов

май

ИПРЭ 3 – 200 2ед

Водоканал

3

Приобретение  электрокабелей  для  монтажа  АТО 4

июнь

60 п.м.

Водоканал

4

Строительные  работы 

июнь- июль

86, тыс руб

Водоканал

5

Приобретение  оборудования

июнь - июль

АТО 4 – 90

АТО 4 – 55

«Силовая

электроника»

6

Изготовление  и  монтаж  водоразборной  гребенки  на  станции  1го  подъёма

 

июль- август

 

60,2 тыс руб

 

Водоканал

7

Приобретение оборудования и материалов

июль- август

Стальной лист,  задвижки 6 ед

Водоканал

8

Электромонтажные и строительные работы на станции 2го   подъёма

август сентябрь

125,0 тыс  руб

 

Водоканал

9

Изготовление  шкафов  для  пультов

август – сентябрь

 

2 един

 

Водоканал

10

Монтаж  оборудования

сентябрь- октябрь

Гребенки, 2элпривода АТО 4-90, 55

«Силовая электроника»

11

Пуско-наладочные  работы

октябрь – ноябрь

Электроприводов

«Силовая электроника»

12

Прием работ  и  отчёт  о  проделанной  работе

ноябрь

 

Водоканал

4      Партнеры   и  очевидная  поддержка

Семеновский  МУП «Водоканал»  является  муниципальным  предприятием.  Учредитель  предприятия  -  Администрация  Семеновского  района.

Администрация  Семеновского  района  поддерживает мероприятия  предприятий,  учредителей  которых  она  является.

Проект  «Внедрение  универсального  электропривода  Триол  АТО 4  в технологию  подачи  воды  в  город»  является   энергосберегающим  проектом.  Реализация  данного  проекта  позволит  приостановить  рост  тарифов  на  водопотребление,  а,  следовательно,  снизить  финансовую  нагрузку     на  муниципальный  бюджет.

Приобретение  оборудование   монтаж  и  пусконаладочные  работы  при  реализации  проекта  будет  производить  фирма  ООО «Силовая  электроника»,  с  которой  заключен  договор.

5      Ожидаемые   результаты   от  внедрения  проекта

Проект  «Внедрение  универсального  электропривода  Триол АТО 4 в  технологический процесс  подачи  воды  в  город»   это   «ноу хау»   при  решении  вопроса  энергосбережения  в  коммунально-бытовом  секторе  экономики.  Муниципальные  предприятия   «малых»   городов  не  обладают  финансовой  мощью  для  внедрения  передовых  технологий,   как  правило,  на  таких  предприятиях  технология  производства  и  энергозатратная,  и  материалоёмкая, и  трудозатратная  -  «отжившая»  технология.

Внедрение  проекта  на  Семеновском  МУП «Водоканал»  (на  1-ом  и  2-ом  подъёме  воды)  позволит  сэкономить  электроэнергии  499,3  тыс.  квт,  снизятся  трудозатраты  на  обслуживание  насосов  и  задвижек   на  1500 челас.,  снизятся  расходы  на  смазочные  материалы  на  0,2  тыс руб.

Такой  проект   возможно  внедрить  на  предприятиях  водо-  и  теплоснабжения,  канализации  практически  во  всех  малых  городах  и  поселках.

6      Оценка  влияния  результатов  проекта

Установка  универсального  электропривода  Триол  АТО 4  даст  не  только  положительный  экономический  эффект:

-         экономия  электроэнергии   в  год  499,3  тысвт  в  стоимостном  выражении  на 669062 рубля,   а  с  объявленным  ростом  стоимости  электроэнергии  на  18,0%  на  789493  рубля;

-         экономия  трудозатрат  на  1500 человекочасов,  что  позволит  высвободить  1  работника;

-         увеличение  сроков  службы  работы  оборудования   и  межремонтных  интервалов

-         снизит  потери  воды  при  аварийных и  нештатных  ситуация;

-         но  и социальный  эффект:

-         это  новая  технология  управления  насосным  хозяйством:

-         это  снижение  порога  зависимости  работы  оборудования  от  человеческого  фактора:

-         это  внедрение  программируемых  систем  управления  с  использованием   компьютеров.

Срок  окупаемости  данного  проекта  13  месяцев.

Для того, чтобы читателю было ясно о чем идет речь, можно ознакомиться с самим проектом в Приложении.

 

 

СМЕТА  ПРОЕКТА  И  ЕЁ  ОБОСНОВАНИЕ

(в долларах США)

№№ п/п

Статьи  сметы

Запрашиваемые средства гранта

Взнос  заявителя

Иные взносы

Общие  расходы

1

Зарплата

3855,5

2232,4

 

6087,9

1.1

персонал

933

268

 

1201

1.2

консультанты

2922,5

1964,4

 

4886,9

2

Налоги / фонды

1380,27

799,2

 

2179,47

2.1

персонал

334,01

95,9

 

429,91

2.2

консультанты

1046,26

703,3

 

1749,56

3

Прямые  расходы

18832,5

5110,8

 

23943,3

3.1

Транспортные расходы

184,8

365,8

 

550,6

3.2

оборудование

14800

2600

 

17400

3.3

материалы

3847,7

2145

 

5992,7

4

Другие прямые расходы

288,82

 

 

288,82

4.1

Банковская комиссия 1.2%

288,82

 

 

288,82

 

Итого

24357,09

8142,4

 

32499,49

 

 

Поквартальное  распределение  средств,  запрашиваемых  у  РОЛЛ – 2000 

(в долларах США)

№№ п/п

Статья сметы

1 квартал

2 квартал

3 квартал

Всего

1

Заработная плата

1525
(435перс + 1090конс)

2052,5
(375 перс +
1677,5 конс)

278
(123перс +
155 конс)

3855,5
(933 перс +
2922,5 конс)

2

Налоги / фонды

545,95
(155,73 перс + 390,22 конс)

734,8
(134,25 перс + 600,55 конс)

99,52
(44,03 перс + 55,49 конс)

1380,27

(334,01 перс + 1046,26 конс)

3

Транспортные  расходы

70,0

90,0

24,8

184,8

4

0борудование

13500,0

1300,0

 

14800,0

5

Материалы

2076,0

1550,7

221,0

3847,7

6

Другие прямые расходы

212,6

68,74

7,48

288,82

 

 

 

 

 

 

 

Итого

17929,55

5796,74

630,8

24357,09

 

 

 

 

 

 

 

Кроме всего, что приведено выше, было много отчетов и бумаг, но в наше время по-другому не получается. После установки оборудования на станции подъема воды, результат по экономии электроэнергии, опередил все самые смелые ожидания. Оказалось, что даже в периоды максимального потребления воды (утро, вечер), двигатели насосов могут экономить более 20% процентов потребляемой мощности, затраты падают весьма значительно. Мы ведем тщательное наблюдение за результатами,  полученными от внедрения новых технологий, может быть позднее, когда накопим  статистику, я поделюсь информацией со всеми желающими, если кому-то будет интересно.

 

Сайт управляется системой uCoz